Альпинистка, скалолазка, а в земной жизни известный врач-косметололог Алена Саромыцкая рассказывает, как восхождения омолаживают организм и почему ей удается избежать горной болезни
Лет восемь назад я впервые пошла в горы – на Эльбрус, за компанию. Я много занимаюсь спортом и решила проверить, смогу ли. На вопрос «зачем тебе это нужно?» я потом буду отвечать постоянно. Сейчас, в буквальном смысле с высоты прожитых лет, могу сказать, что нет на свете лучшей перезагрузки. В нашей голове, как в компьютере, много открытых окон, а это отвлекает от главного. Поднимаясь на вершину, ты закрываешь ненужные окна и удаляешь ненужные файлы. Мало того, что в горах диджитал-детокс, так ты еще весь день идешь при нехватке кислорода. Разговаривать тяжело, поэтому много времени проводишь наедине с собой. Коммерческий альпинизм – недешевое удовольствие, им увлекаются те, кто в этой жизни уже чего-то добился. Эти люди могут не вылезать с карибских пляжей, но вместо этого едут туда, где десять дней нельзя нормально помыться. Просто им нужен так называемый helicopter view – возможность взглянуть на свою жизнь свысока. Поэтому, возвращаясь, многие полностью перестраивают свой бизнес.
Вслед за альпинизмом я увлеклась и скалолазанием. Недавно забралась в Крыму на восьмисотметровую скалу – притом что очень боюсь высоты. Чтобы преодолевать страх, смотрю на свою рабочую поверхность: кусок стены размером метр на метр. Долго просчитывать, куда поставить руку или ногу, нельзя: скалолазу нужно все время двигаться, снимать нагрузку. Тут как в жизни: не знаешь, как поступить, – просто делай маленькие шаги, и ответ придет. На горе мозг учится находить решение в состоянии стресса, и такой выход из зоны комфорта здорово помогает в укреплении нервной системы. Со временем ты просто перестаешь реагировать на многие внешние раздражители. Теперь, чтобы вывести меня из себя, нужно очень постараться. Спускаясь с гор, я люблю весь мир. Даже тех, кто меня сильно раздражал. Они, кстати, тоже реагируют иначе: от них не исходит негатив, только тепло.
Но есть еще один важный повод отправиться в высокогорье: там естест-венным образом обновляется организм. Процесс этот называется «митохондриальным омоложением». Митохондрии – это электростанции наших клеток, которые при помощи кислорода помогают переработать питательные вещества в энергию. На одну клетку приходится до двух тысяч митохондрий, однако после тридцати лет их производительность снижается почти на тридцать процентов. Клетка перестает получать питание и гибнет. Нехватка кислорода в процессе восхождения запускает процесс обновления митохондрий, отчего налаживаются все функции – от метаболизма до когнитивных способностей.
То первое восхождение на Эльбрус показалось мне легким. Я была в хорошей компании и зашла на драйве. Но главное – у меня не было даже намека на горную болезнь. А все потому, что я давно занимаюсь устранением различных дефицитов в своем организме.
Мне очень хорошо в горах, и я хочу, чтобы и другим там было хорошо, поэтому вместе с командой врачей моей клиники Professional помогаю людям защитить себя от возможных проблем. Чтобы подобрать нужную терапию (как правило, это капельницы), месяца за три до восхождения делаем чекап. Первым делом смотрим железо, которое переносит кислород. Достаточно ли вы едите богатой им пищи, покажет уровень сывороточного железа. Ферритин даст понять, насколько хорошо железо усваивается. Именно при низком ферритине в горах начинается кислородное голодание и появляется риск получить отек мозга. Только что я вернулась из Непала, где сопровождала группу туристов клуба «7 вершин» как врач. На высоте где-то 3500 м 42--летний мужчина буквально позеленел и упал в обморок. Сатурация была всего 57! Когда мы привели его в норму, выяснилось что у него анемия. С которой он собирался дойти до базового лагеря Эвереста, а это 5374 м! Пришлось спускать его на вертолете.
Следующий в списке – витамин D. В горах организм находится в экстремальной ситуации, а это ваша энергия, ваш иммунитет. На высоте кровь становится гуще, поэтому мы также смотрим индекс омега-кислот. Если не все идеально, советуем взять с собой аспирин и витамин С и пить каждый день. А для профилактики отеков – мочегонное. Правда, оно выводит калий и магний, так что подбирать препарат лучше с врачом.
В условиях гипоксии ускоряется метаболизм и, следовательно, распад белка. При его нехватке организм начинает есть сам себя, так что можно просто лежать и худеть. Вот почему марафонцы, бывает, сходят с высокогорной дистанции: у них даже на земле расход белка превышен. Есть же в горах почти не хочется, так что нужно себя заставлять.
Чтобы быстрее адаптироваться к условиям высокогорья, лучше заранее познакомить организм с гипоксией – например, регулярно тренироваться в гипоксической маске. Я – опытный боец и выдерживаю в ней 40--минутную круговую тренировку, но новичкам с нагрузками лучше не спешить. Раз в неделю можно приходить на занятия в гипоксической кабине, в которой установлены кардиотренажеры, и идти или медленно бежать на нужной «высоте».
В прошлом году я решила, что должна отметить свой день рождения на родине, на Алтае. Взяла двух подруг и отправилась на вершину священной, но технически сложной горы Белуха высотой 4509 м. Мы долго шли в связке по леднику, выбились из сил. Но добравшись до вершины, плакали и обнимались от прилива энергии и гордости за себя. Почему говорят, что с возрастом характер у многих людей становится хуже? Им просто не хватает гормонов радости. Чтобы этого не случилось, помните о пяти «С» – стимуляторах серотонина: спорт, солнце, секс, сон и сладкое. Если с возрастом какие-то «С» выпадают (в идеале солнце и сладкое), другие должны компенсировать потери. Все просто.
Полный текст статьи читайте на сайте tatler.ru по ссылке https://www.tatler.ru/heroes/kak-alpinistskie-pohody-pomogayut-sohranit-molodost-i-krasotu